Ил как главная опасность: учимся контролировать плавучесть

Если вы планируете заниматься пещерным, а также каверн-дайвингом, не лишним будет предварительно освоить контроль плавучести вместе с техникой, помогающей избегать взмучивания отложений на дне. Это поможет вам избежать многочисленных неприятностей.
NACD (Национальная Ассоциация Пещерного Дайвинга) отмечает, что кейв-дайвинг многим неофитам кажется простым, однако эта простота обманчива. Если переводить это замечания с языка эфемизмов, то получится вот что: занимаясь пещерным дайвингом, очень легко умереть. К примеру, только в пещерах центральной Флориды на сегодняшний день успели окончить дни свои четыре сотни дайверов. Тем не менее, тысячи других энтузиастов продолжают посещать те же места каждый новый год. Что же должен знать каждый кейв-дайвер? Давайте посмотрим.
Пещеры и каверны закрыты для остального мира – это и поясняет интерес к ним со стороны дайверов. Параллельно с этим они создают свой собственный мир подводных опасностей, о которых лучше быть проинформированным заранее.
Низкая или нулевая видимость, невозможность быстро подняться на поверхность – это опасности очевидные; их дайверы обычно учитывают. А вот ил – уже опасность скрытая. Его можно найти практически в любой пещере: скажите спасибо за это разложившимся растениям пополам с глиной. Подняв его всего лишь одним неосторожным движением ластами, вы можете полностью лишить себя видимости на несколько дней.
Чтобы не поднять ил, нужно научиться контролировать свою плавучесть. С этим связана техника правильного движения ластами: ведь именно на них сосредотачивается главная часть обучения кейв- и каверн-дайвингу.
Искусство плавучести связано, прежде всего, с вашим весом. Если дайвер перегружен, то под водой ему будет очень неудобно: он попадет в неэффективную позицию. Так, жилет-компенсатор будет тащить плечи вверх, тогда как грузовой пояс – напротив, вниз. В таком положении контролировать свои движения очень сложно.
Чтобы распределить грузы правильно, можно воспользоваться специальными держателями. Обычно они помещают груз на баллон прямо за плечами человека. Благодаря этому грузовой пояс и жилет-компенсатор уравновешиваются и дайвер получает нейтральную плавучесть.
Хорошая идея – поменять алюминиевые баллоны на стальные, поскольку последние сохраняют нейтральную плавучесть, даже будучи пустыми. Помимо этого, стальной баллон лучше распределяет отрицательную плавучесть, учитывая при этом ваш вес и размер.
Кейв-драйверы всегда должны располагать грузы так, чтобы их невозможно был сбросить. Сделав это в пещере – в отличие от открытой воды, где дайверы часто сбрасывают грузы чтобы подняться на поверхность – вы попросту окажетесь прижатыми к потолку.
Попав в пещеру, вам придется модифицировать свои движения ластами: обычную маховую технику использовать нельзя, поскольку она может легко поднять ил. Кейв-дайверы обычно используют технику «лягушачий гребок» (ноги разводят в стороны, затем соединяют ласты пятками один к другому и выталкивают воду) и «плоский гребок» (нужно немного согнуть колени и выполнять укороченный мах ластами).